Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:
  • 628320, ул.Березовая,9, п.Сингапай, Нефтеюганский р-н, ХМАО-Югра
  • 8 (3463)293576
  • asingapai@mail.ru

О поселении

Проект: «Честный патент. Добросовестный предприниматель»

14 Июня 2018 01:06

Количество просмотров: 50

В целях создания благоприятных условий для развития малого бизнеса, Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс) предусмотрены льготные системы налогообложения, выделенные в Раздел VIII – Специальные налоговые режимы, который включает в себя:

* Главу 26.1 - Единый сельскохозяйственный налог;

* Главу 26.2 – Упрощенную систему налогообложения;

* Главу 26.3 – Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

* Главу 26.4 – Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;

* Главу 26.5 – Патентная система налогообложения.

В настоящее время государство всячески старается стимулировать развитие малого и среднего предпринимательства. Принятие нового специального режима патентной системы налогообложения - один из первых шагов со стороны государства, сделанный для облегчения ведения бизнеса субъектами малого предпринимательства.

Поэтому в настоящий момент актуальным является изучение особенностей правового регулирования нововведенной патентной системы налогообложения, определение ее недостатков и преимуществ по сравнению с другими специальными режимами, определение перспектив дальнейшего развития данного режима налогообложения.

Согласно пункту 1 статьи 346.43 Налогового кодекса патентная система налогообложения устанавливается Налоговым кодексом, и вводится в действие после принятия законодательными органами субъектов Российской Федерации закона субъекта, регламентирующего данную систему налогообложения.

В настоящий момент в большинстве субъектов Российской Федерации приняты свои законы о введении в действие патентной системы налогообложения.

Федеральным законодательством предусмотрено, что сто процентов денежных поступлений от патентной системы налогообложения направляется в местные бюджеты, таким образом, субъекты Российской Федерации напрямую заинтересованы в законодательном урегулировании патентной системы налогообложения.

Согласно положениям Налогового кодекса, патентную систему налогообложения могут применять только индивидуальные предприниматели.

Согласно статистическим данным, патентная система налогообложения с каждым годом приобретает все большую популярность.

На территории нашего округа, патентная система налогообложения введена Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.11.2012 № 122-оз (далее – Закон 122-оз).

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, по количеству выданных патентов в сравнении с другими регионами Российской Федерации, находится на 6-м месте.

Межрайонной ИФНС России № 7 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее-Инспекция) на 2018 год выдано уже 881 патентов 734 налогоплательщикам (в том числе по Нефтеюганскому району – 110 патентов 93 налогоплательщикам).

Наибольшей популярностью на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры у индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения пользуется вид предпринимательской деятельности: розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли – 52,9% от общего количества выданных патентов.

Несмотря на то, что патентная система налогообложения была специально создана в помощь малому бизнесу, некоторые недобросовестные предприниматели так сказать маскируют свой крупный бизнес под более мелкий, в том числе путем дробления своего бизнеса.

Проблематика незаконного дробления бизнеса в последние годы очень актуальна. Использование специальных налоговых режимов крупными и средними налогоплательщиками через механизм искусственного «уменьшения» бизнеса, можно назвать самым востребованным из всего арсенала средств ухода от налогов, и, с учетом приведенной выше статистики, необходимо уделять пристальное внимание на «спецрежимников» с крупной выручкой от реализации продукции (работ, услуг).

Дробление бизнеса с юридической точки зрения не противоречит налоговому и гражданскому законодательству. Однако такое дробление, зачастую, преследует цель получить экономию в виде разницы в налоговых обязательствах, возникающей при применении специального и общего режима налогообложения. Более того, когда крупный бизнес делится не несколько небольших предприятий, то налоговая выгода может быть признана необоснованной. Необходимо учесть, что деловая цель такого дробления отсутствует.

Наиболее популярные виды деятельности, по которым органами ФНС России выявляется дробление бизнеса:

* авто-бизнес (автошины);

* общепит;

* розничная торговля;

* сфера ЖКХ;

* сфера связи;

* фармацевтическая отрасль;

* аптеки;

* электроэнергетика;

* строительство.

В законодательстве нет однозначного определения «дробления бизнеса». Более того, нет исчерпывающего перечня признаков дробления, которые бы свидетельствовали о том, что имеет место уход от налогов. В связи с этим необходимо учитывать судебную практику по этому вопросу. Ведь только суд может однозначно установить цель разделения бизнеса. Было ли дробление способом ухода от налогов и получения необоснованной налоговой выгоды? Может ли создание ряда организаций, применяющих спецрежимы поставить «под удар» добросовестных собственников?

Поэтому, в настоящее время есть необходимость еще на стадии регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, нацелить его на добросовестное исполнение своих налоговых обязательств, оказать правомерную помощь при выборе системы налогообложения.

Управлением Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Управление) разработан проект организации работы с налогоплательщиками, применяющими патентную систему налогообложения: «Честный патент. Добросовестный предприниматель» (далее – Проект).

Основными целями проекта являются:

* повышение налоговой грамотности налогоплательщиков;

* понимание налоговыми органами бизнеса индивидуальных предпринимателей и «пофакторная» раскладка изменений сумм уплачиваемых налогов, а также прогнозирование и планирование налоговых поступлений;

* сокращение требований налогового органа о представлении пояснений по ведению деятельности налогоплательщиком, правильности исчисления и уплаты налогов;

* снижение административных барьеров для добросовестных налогоплательщиков при реализации своих прав в сфере налогообложения;

* повышение уровня доверия к налоговым органам со стороны представителей бизнеса;

* рост налоговых поступлений в бюджет.

В рамках реализации проекта Инспекцией проведен анализ деятельности индивидуальных предпринимателей, применяющих ПСН с высоким уровнем доходов за 2016 год, по результатам анализа установлено,

что по ряду налогоплательщиков имеется возможность неправомерного применения ПСН.

Проверено 15 налогоплательщиков, из них 10 (66,7%) имеют следующие признаки неправомерного применения патентной системы налогообложения, либо незаконной минимизации налоговых обязательств:

* минимизация налогов, в том числе НДФЛ, указывая, что деятельность осуществляется без работников – сумма выручки составила 109 072 тыс. руб.;

* оптовая торговля – сумма выручки составила 33 518 тыс. руб.;

* превышение площади торгового зала более 50 кв. м., - сумма выручки от осуществления коммерческой деятельности составила 49 650 тыс. рублей.

Общая сумма выручки указанных налогоплательщиков составила 192240 тыс. руб., сумма возможного годового дохода по выданным патентам – 18 765 тыс. руб. (9,8%), сумма начисленного налога в КРСБ 1103 тыс. рублей.

Таким образом, ввиду того, что патентная система налогообложения не предусматривает представления налогоплательщиками налоговых деклараций, камеральные налоговые проверки в отношении патентов не проводятся, поэтому резко сокращается перечень контрольных мероприятий, направленный на подтверждение правомерности применения данной системы налогообложения и установления фактического уровня налоговых обязательств в случае осуществления налогоплательщиком предпринимательской деятельности, непопадающей под ПСН, в отношении которой не представлены соответствующие налоговые декларации.

Поэтому, еще на стадии регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, который выбрал для себя патентную систему налогообложения, налоговым органом проводится определенная работа.

В рамках реализации проекта, налоговый орган проверил правомерность применения патентной системы налогообложения налогоплательщиками. По наиболее «рисковым» индивидуальными предпринимателями организованы и проведены рабочие встречи, на которых им было предложено перейти на «прозрачную» схему работы с налоговым органом.

В результате проведенных мероприятий 5 индивидуальных предпринимателей предоставили уточненные налоговые декларации на сумму 1 658 тыс. рублей. Вся сумма поступила в бюджет.

В рамках реализации проекта в Инспекции также осуществляется работа «Открытого класса», обратившись в который индивидуальный предприниматель может получить консультации касательно:

* основных положений главы 26.5 Налогового кодекса;

* порядка выдачи патента;

* оснований отказа в выдачи патента;

* основных рисках, связанных с утратой патента, либо выявления фактов необоснованного применения патентной системы налогообложения;

* последствий для индивидуального предпринимателя, с приведением примера расчета сумм доначисленных налогов и штрафных санкций, с упором на умышленное совершение налогового правонарушения.

В случае правомерного применения патентной системы налогообложения, индивидуальные предприниматели осуществляют свою деятельность без излишнего внимания налоговых органов.

В ходе развития бизнеса, индивидуальным предпринимателем могут осуществляться иные виды деятельности, которые не предусмотрены патентной системой налогообложения, в этом случае, добросовестный индивидуальный предприниматель обязуется:

* планировать, организовывать и вести свою деятельность таким образом, чтобы не прибегать к методам незаконной минимизации налоговых обязательств;

* пользоваться налоговыми льготами правомерно;

* осмотрительно выбирать контрагентов